Хорошо.
В принципе неплохо, но могло быть и лучше.
Удовлетворительно.
Слушать по потребности.
Только
для фэнов. Не самое удачное творение.
Музыкальные
стили
Данная
классификация стилей представляет собой частное
мнение авторов проекта и является кратким словарем
наиболее характерных стилей и подстилей танцевальной
музыки. Она не претендует на единственно правильную,
поскольку одного мнения по этой теме не существует.
Дополнения, конструктивные и аргументированные
изменения только приветствуются.
Само
понятие современной танцевальной музыки и стиля
DISCO появилось в начале 70-х. Стилистическим
родоначальником принято считать фанк. Главная
отличительная особенность - равномерный ритм,
подчеркнутый ударами бочки. "Классическим"
признан темп с частотой 120 ударов в минуту. Характерна
непрерывная линия баса, в аранжировках используются
соло струнных и духовых. Структура песен нередко
состоит из нескольких блоков (со сменой рисунка
баса, мелодии, тональности и т.д.). DISCO
70-Х появилось в крупных американских
клубах и дискотеках в начале 70-х годов XX века.
Первыми гуру-исполнителями стали Gloria Gaynor,
Bee Gees, Donna Summer, Cerrone. В середине 70-х
на вершины мировой славы буквально врываются ABBA.
Их творчество, хотя и основывается на сходных
ритмах и звучаниях, но уже носит черты того, что
мы сейчас называем «поп-музыкой». Их основное
отличие от более «клубных» предшественников состояло,
прежде всего, в более мелодичных аранжировках
и менее выраженной ритмической составляющей. Группы
возникают как грибы после дождя – Arabesque, Baccara,
Boney M, Dchinghis Khan, Eruption, Amanda Lear,
Village People – классика популяризованного диско
тех лет. Немного в стороне стоят знаменитые "Thriller"
и "Billy Jean" давшие старт блистательной
карьере Майкла Джексона (Michael Jackson). В их
основе все те же самые чуть трансформированные
ритмы классического диско 70-х.
В
конце 70-х на танцевальной сцене возникает фигура
легендарного композитора и продюсера Giorgio Moroder
(Donna Summer, Irene Cara). Именно он оказал огромное
влияние на формирование такой ветви диско, как
Hi-NRG. Для
этого направления характерно превалирующее электронное
звучание и выходящий на первый план динамичный
ритм с достаточно высоким bpm – 120-140 ударов.
Среди основных популяризаторов этого стиля можно
назвать таких авторов и продюсеров, как Bobby
Orlando (Bobby ‘O,The Flirts, Divine), John Hedges
и Marty Blecman (Sylvester, Patrick Cowley, Paul
Parker), а также знаменитое трио авторов-продюсеров
Stock/Aitken/Waterman (Dead or Alive, Kylie Minogue,
Rick Astley, Bananarama), Denis & Denyse LePage
(Lime), Trans-X. С Bobby Orlando начинали работу
Pet Shop Boys. На начальном этапе их творчество
также можно было отнести к Hi-Energy. Позже они
значительно переросли как рамки этого направления,
так и диско в целом, успешно ассимилируя в своем
творчестве черты актуальных на момент выхода композиции
основных музыкальных тенденций в танцевальной
музыке.
Логическим
продолжением традиций hi-nrg в конце 80-х годов
стал EUROBIT
(евробит). Это направление характеризуется также
быстрым (130-140 bpm), но с чуть более мелодичным
уклоном. Но в отличии от итало-диско, eurobeat
композиции более быстры и монотонны. Этот стиль
был очень популярен в Японии и, хотя создавался
в Европе (преимущественно в Италии), был очень
сильно сориентирован именно на японский рынок.
В связи с этим стилем логично будет упомянуть
имя продюсера Марка Фарины (Mark Farina) (Radiorama,
Joe Yellow, Atrium). Другими популяризаторами
стиля были R.Turatti (Eddy Huntigton, Paul Lekakis),
G.Maiolini (Gipsy & Queen, Fred Ventura, Aleph).
ITALO
DISCO образовалось на стыке традиционного
итальянского мелодизма и динамики хай-энерджи,
взяв от последнего динамичный ритм и «синтезаторное»
звучание. Характерные примеры творчества - Mike
Mareen, Den Harrow, Ken Laszlo, KB Caps, ранняя
Radiorama (и другие многочисленные проекты вездесущего
Фарины).
Еще одна «подветвь» италодиско – SLEAZY
DISCO, отличающееся более медленным (110-100
bpm) темпом. Яркие представители – Savage, Gazebo,
Valerie Dore, Miko Mission. Многие черты италодиско
благополучно перекочевали в евродиско. С 1983
года на германском рекорд-лэйбле ZYX стали издаваться
популярные сборники "The Best Of Italo Disco",
оказавшие большое влияние на популяризацию стиля.
В середине 80-х набирает популярность европейская
разновидность диско – EURODISCO.
Основываясь на обкатанных приемах ABBA и известного
продюсера Френка Фариана (Boney M) родились основные
черты этого стиля – приятный вокал, мелодичная
аранжировка, легкий небыстрый (120-130 bpm) ритм.
Принято считать одним из основателей этой ветки
творчество FR David, особенно его звездные «Pick
Up The Phone» и «Words», уже носящие все характерные
признаки. Пик славы направления тесно связан с
именем Дитера Болена (Dieter Bohlen). Продюсер
и основатель Modern Talking, CC Catch, Blue System,
принимавший участие в судьбе многих танцевальных
проектов, он до сих пор остается одной из значительных
фигур на танцевальной сцене. Немалое влияние на
формирование стиля оказали Тони Хендрик/Карин
Хартманн (Bad Boys Blue), Fancy, Joy, Ральф Рене
Мауи (London Boys), Аксель Брайтунг (Silent Circle),
Улы Хокансона и Тима Норелла (Secret Service).
Другой культовый немецкий продюсер - Michael Cretu
– хотя на ранних стадиях имел к евродиско самое
непосредственное отношение, продвигая в этом направлении
многие свои проекты, никогда не ограничивал себя
рамками только этого стиля. К концу 80-х, с утратой
массового интереса к этому направлению оно постепенно
эволюционирует в евроденс.
В конце 70-х на фоне тотального увлечения синтезаторами
и космосом возникает еще одна ветвь диско - SYNTHESIZER
DISCO (Synthesizer Dance). Для него характерно
практически полное отсутствие осмысленного текста,
яркая запоминающаяся мелодия, наложенная на легкий
диско ритм. Одним из первых популяризаторов стиля
стал Didier Marouani, основав в 1977 году группу
Space. Их композиция “Magic Fly” вызвала к жизни
массу подражателей в разных уголках мира. В частности,
на территории СССР определенной известностью пользовалась
прибалтийская команда Zodiak. Творчество другого
француза Jean Michel Jarre также оказало немалое
виляние на формирование характерных черт этого
стиля. В середине 80-х и начале 90-х на этом поприще
активно продвигался талантливый продюсер и композитор
Michiel van der Kuy (Laserdance, Koto).
В
начале 90-х на грани сочетания электронных инструментов
и элементов классического техно и рэп музыки постепенно
образуется новый стиль, позднее названный TECHNODANCE.
Из первого он позаимствовал динамичный ритм и
инструментарий, значительно приправленный элементами
поп культуры того времени, а из второго - речитатив
в куплетах. Все это активно разбавлялось мелодичными
припевами. Характерен стабильный ровный ритм с
120-140 bpm. Одними из первых гуру стиля смело
можно назвать Technotronic, Snap. Наиболее характерные
представители: 2 Unlimited, MC Sar & Real
McCoy, 2 Brothers On The 4-th Floor, Culture Beat.
Более медленную ветвь этого течения иногда также
называют EUROHOUSE.
Для него характерно включение большего количества
элементов культуры хип-хоп, с меньшим числом bpm.
Яркие представители: C&C Music Factory, Black
Box, Bingoboys, Midi, Maxi & Efti
EURODANCE
- более поздний вариант technodance. В целом черты
остались неизменны – быстрый, 120-140 bpm, ритм,
легкий речитатив в куплете, мелодичный припев.
Отличается еще большим «смягчением» и танцевальностью,
иногда практически полным отсутствием рэпа. Пик
популярности пришелся на 1994-1997 года. Яркие
представители стиля: Maxx, Masterboy, Magic Affair,
La Bouche, Solid Base, E-Rotic, Activate, DJ Bobo,
Haddaway, E-Type. Следует отметить, что практически
все исполнители technodance постепенно переориентировались
на eurodance, так что в тот период этот стиль
стал ведущим в танцевальной поп культуре.
Образовались подветви этого течения. Летняя смесь
реггей и евроденс получила название EUROREGGAE.
После успеха в 1993 году летнего гимна от LOFT
«Summer Summer» практически не один уважающий
себя исполнитель евроденса не упускал случая включить
в свой альбом песенку этого стиля. Развитие другой
подветви этого стиля способствовало творчество
группы Aqua. Легкие мелодии, задорный ритм и безнадежно
счастливый голосок вокалистки образовали новую
ветвь - HAPPY DANCE
(bubble dance). Кроме прародителей в этом стиле
были замечены Toy-Box, Daze.
Многие диско исполнители также стали использовать
элементы евроденса для поддержания интереса к
своему творчеству. Результатом этого симбиоза
явился стиль DISCO NRG
– поздняя реинкарнация стиля диско. Для него характерен
более быстрый и ярко выраженный, чем у классического
евродиско, ритм. А также использование набора
всех современных спецэффектов. Апогей для этого
стиля наступил на волне воссоединения Modern Talking
и инициированной в связи с этим мощной PR компанией.
Практически все значимые звезды евродиско выпустили
новые вариации своих хитов. Наиболее характерные
примеры: позднее творчество Modern Talking, Bad
Boys Blue, Fancy, Radiorama, Gazebo, Silent Circle.
Еще дальше пошли итальянцы. После оглушительного
успеха в 1999 году Eiffel 65 появилось несметное
количество групп-подражателей этому стилю. Весь
этот разнообразный пласт музыки можно объединить
под единым названием ITALO DANCE
или nu italo disco. Многие черты он вобрал от
своего прямого прародителя – italo disco. Прибавим
еще сюда вокодированный вокал, ультра современный
инструментарий с явным заимствованием элементов
транса и мы получим то самое новое течение в музыке,
столь откровенно пропагандируемое итальянской
музыкальной братией во главе с Gigi D’Agostino,
Molella и компанией, Eiffel 65, Gabri Ponte, Preziosio,
Benniy Benassi.
HOUSE появился
в середине 80-х в Чикаго. В эпоху безраздельного
властвования диско, этот стиль был весьма вычурным
и, безусловно, ультрамодным в весьма узких прогрессивных
кругах. Стиль house создавался исключительно с
помощью электронных музыкальных инструментов —
драм-машин и синтезаторов. Это не очень быстрая
музыка, порядка 130-140 bpm, сопровождаемая абсолютно
прямым битом (на каждый второй удар бочки наложен
хлопок или snare), на каждой шестнадцатой доле
звучит хэт.
ACID HOUSE.
Танцевальный стиль, распространивший американскую
house музыку по всему миру. Стиль Acid House впервые
появился в середине 80-х в творчестве чикагских
музыкантов, таких как DJ Pierre, Adonis, Farley
Jackmaster Funk и Phuture (последний придумал
термин для классического сингла "Acid Trax").
Микшируя элементы house, которые уже были популярными
в Чикаго (также как и в Нью-Йорке) с тяжелой музыкой
и глубокими басами на синтезаторе Roland TB-303.
Направление acid house было распространено только
в Чикаго, пока пластинки не попали на другую сторону
Атлантики в руки к молодым и энергичным британцам.
Музыка звучала на вечеринках, проводимых на небольших
складах в Лондоне в 1986-87, а затем стиль завоевал
общественное признание во время проведения знаменитого
фестиваля Summer of Love летом 1988г., когда тысячи
клубных завсегдатаев приезжали на крупномасштабные
музыкальные события, позднее называемые рейвами
Acid house очень быстро завоевывал первые позиции
в британских поп чартах с хитами от команд M/A/R/R/S,
S'Express до конца 90-х годов. Ученики американской
новой школы, - от Cajmere до Armand Van Helden
и Felix Da Housecat продолжают работать в сходном
направлении и по сей день.
ACID JAZZ
исполняется поколением музыкантов, выросшим на
джазе, фанке и хип-хопе, и использует элементы
всех трех направлений. Такие черты Acid Jazz,
как насыщенность перкуссионными, а также преимущественно
живое исполнение ставит этот стиль ближе к джазу
и афро-кубинской музыке, чем к другим танцевальным
направлениям. C другой стороны, подчеркнутый ритм
сближает Acid Jazz с фанком и хип-хопом. В конце
80-х - начале 90-х появилось много исполнителей
Acid Jazz, которые представляли собой как "живые"
команды - Stereo MC's, James Taylor Quartet, the
Brand New Heavies, Groove Collective, Galliano,
Jamiroquai, так и студийные проекты - PALm Skin
Productions, Mondo GroSSO, Outside, и United Future
Organization.
AMBIENT
был создан на базе экспериментов с синтезом электронной
музыки, таких музыкантов как Brian Eno и Kraftwerk
и танцевального techno в 80-х годах. Ambient –
использует электронную реверберацию и пространственную
технологию звука, здесь важную роль играет сама
«текстура» звучания, а не написание текстов и
музыки. Музыка меняется медленно, имеет повторяющуюся
природу, поэтому для неискушенного слушателя может
показаться одинаковой. Хотя содержание и тембр
композиций эмбиент-исполнителей имеет большие
различия между собой. Стиль ambient стал популярной,
культовой музыкой в начале 90-х годов, благодаря
музыкантам The Orb и Aphex Twin, Seefeel, The
Future Sound of London, Delerium.
Стиль
PROGRESSIVE HOUSE
- более динамичный вариант хаус-музыки. Создавая
отличное сочетание классного techno house с большим
влиянием со стороны New York garage, чем Chicago
acid house, танцевальные чатры ( а аткже иногда
британские чарты альбомов) Leftfield, the Drum
Club, Spooky и Faithless, Klubbheads. К середине
90-х, новинки progressive house стали основными
тенденциями развития мировой музыки house. Более
легкое и коммерческое направление этого стиля
называют EUROPROGRESSIVE
(Brooklyn Bounce, 666, Red 5, ранние Sash! и Quicksilver).
Звучание
в DISCO HOUSE
заимствуется от классического диско 70-ых и funk
и современного house. В Disco House, используются
сильные петли, заводящие мелодии, ритм от 120
до 130 BPM. Примеры: X-Press-2, Ming's Incredible
Disco Machine, Cotton Club. Более попосовые –
Mojo, Galleon, Bob Sinclair, Funkstar De Luxe.
RAVE
– это скорее событие, чем музыкальный жанр. Рейвами
назывались вечеринки андеграунда, обычно проходящие
под «кислоту», hardcore techno и большие дозы
легкого наркотика (в основном экстази). Музыка,
предлагаемая на рейвах, в большинстве имела галлюциногенные
свойства, еще до того, как наркотики стали основным
составляющим этого «праздника жизни». DJ, играющие
на рейвах, создавали музыку из techno и house
синглов. В 90-е года, появились команды, на которые
непосредственное влияние оказал rave — особенно
такие, как the Stone Roses, Happy Mondays и Charlatans;
а также представители британской популярной музыки
Pulp и Oasis; техно-группа the Prodigy — все они
развивали основную тенденцию рейв культуры, привлекая
внимание британской молодежи в конце 90-х.
HARDCORE TECHNO
родился во время, когда клубная хаус-культура
достигла апогея своего развития, как раз перед
тем, как стать массовой. Фактически, этот стиль
является потомком техно. В хардкоре используется
очень тяжелая искаженная прямая бочка, долбящая
со скоростью от 150 до 180BPM. Конечно, с тех
пор хардкор довольно сильно изменился, появилось
множество ответвлений — Happy Hardcore, Speedcore,
Gabber. Сейчас потихоньку возвращается мода на
старый, оригинальный хардкор — правда, «новый
старый» хардкор звучит все равно не так, как звучал
в начале 90-х. Новые хардкор-композиции относятся
к так называемому “old school hardcore”.
HAPPY HARDCORE
отличает применение простеньких пианинных пассажей
и ускоренных в несколько раз сэмплов женского
вокала и является попсовым фронтом всего стиля.
Существует также специальная UK-версия Happy Hardcore:
в ней применяются брейкбитовые ударные и множество
музыкальных инструментов, которые нельзя услышать
в обычном hardcore. Существует также Нидерландское
ответвление: Holland Hardcore гораздо более лиричный
в проигрышах и более жесткий в ритме. Совместная
работа DJ/музыкантов, таких как Slipmatt, Hixxy
& Sharkey, Force & Styles , DJ Dougal,
позволила создать большое количество сборников
и, естественно, сольных пластинок. Из более попосовых
можно отметить Charly Lownoise & Mental Theo,
Dune.
GABBA - самая
тяжелая форма hardcore techno, часто ритм превышает
200 BPM. Популярные DJs и продюсеры, такие как
Paul Elstak и Mover утверждают, что gabba появилась
из немецкого trance и британского rave.
Распространенный
почти полностью по Великобритании, стиль JUNGLE
(также известный под названием DRUM'N'BASS)
– это переделанный hardcore, появившийся в начале
90-х годов. Jungle – это самый ритмичный комплекс
всех известных форм techno, основанный на базе
очень быстрых ударных. Обычно, это полностью инструментальная
музыка — она считается самой тяжелой среди всего
hardcore techno и состоит только из быстрой партии
барабанов и глубокого баса. Как подразумевает
название стиля, jungle имеет более очевидное влияние
со стороны регги (reggae), dub и R&B, чем
большинство направлений hardcore. Как большинство
techno жанров, jungle - это прежде всего сингловый
жанр, предназначенный для небольших аудиторий,
хотя большой успех Goldie и его дебютный альбом
Timeless в 1995г. предполагали участие большого
количества фанатов и огромные музыкальные возможности,
по сравнению с другими формами techno. Десятки
уважаемых музыкантов последовали этим путем, создавая
сочетание breakbeats с элементами jazz, музыкой
из кинофильмов, ambient и trip-hop.
TECHNO
берет начало от электронной house музыки, развитой
в Детройте в середине 80-х годов. Первые музыканты
и DJs в стиле techno — Kevin Saunderson, Juan
Atkins и Derrick May — делали основной акцент
на электронный, синтезированный бит исполнителей
electro-funk, таких как Afrika Bambaataa и работающих
в направлении synth-rock, как Kraftwerk. В США
techno был только андеграудным явлением, но в
Великобритании и Германии оно вырвалось на основную
музыкальную арену страны в конце 80-х. В начале
90-х годов techno начало распадаться на множество
субжанров. Все субжанры techno изначально предназначались
для использования в клубах, где их микшируют DJs.
Вследствие этого большая часть музыки была доступна
на 12-дюймовых синглах или сборниках различных
музыкантов, где композиции были довольно долгими,
что давало DJ большое количество материала для
миксов.
Когда
house и techno впервые появились в мировой музыкальной
тусовке в середине 80-х годов, запись альбомов
была сведена к минимуму. По мере дальнейшего развития
искусства сэмплирования и программирования, музыка
становилась более многослойной с профессиональным
звуком — для некоторых это стало движением вперед,
для других - ненужным сочетанием стилей. В ответ
на растущие объему музыкального производства лидеры
MINIMAL TECHNO
отказались практически ото всего за исключением
выделенных барабанных программ и синтезаторных
или секвенсорных партий. Такие детройтские музыканты,
как Jeff Mills и Plastikman возглавили направление,
а позднее прибавились Surgeon, Oliver Ho и Stewart
Walker, также привнесшие с собой новые веяния.
Стиль
TRANCE выделился
из techno, благодаря своей мелодичности, набором
повторяющихся звуков, которые в принципе и должны
были ввести слушателя в некий транс. Характерные
примеры - творчество ранних Paul Van Dyk и Delerium.
Здесь уже начала прослеживаться мелодия, биты
были не такими резкими. Роберт Майлз внес сюда
еще и клавишную партию, хотя вместо нее, в принципе
могут быть любые "живые" инструменты
и компьютерные вариации на их звучание. Со всеми
этими нововведениями придумали этому направлению
новое название DREAM HOUSE
(Rober Miles, DJ Dado). В конце 90-х trance и
dream house эволюционировали в MELODIC
TRANCE (ATB,
Shiller, Blank & Jones).
EUROTRANCE
(Sylver, Milk Inc.) - это вообще полноценная песня
с куплетом и припевом, обвешанная синтами, трансовыми
семплами. Появился элемент аплифтинга (дословно
- подъём. Музыка вначале как бы затихает, а потом
на протяжении какого то промежутка времени громкость
и темп начинают постепенно возрастать.
EURO HAPPY TRANCE
– современная помесь современной танцевальной
тренс-музыки и happy hardcore. В сходном направлении
сейчас работают Rocco, Master Blaster отчасти
Mark Oh.
Хотя
направление progressive house перевело все более
популярное звучание house из чартов обратно на
танцполы, прогрессивное крыло trance продолжало
уверенно двигаться к дальнейшей коммерциализации
и чартовой направленности создаваемой музыки.
К концу тысячелетия направление PROGRESSIVE
TRANCE
стало лидером танцевальной культуры во всем мире.
Критики высмеивали предопределенную структуру
и сравнительное отсутствие профессионального микширования.
Но progressive trance поддерживался самым зажигательными
DJs (Oakenfold, Tong, Sasha, System F, Push) и
пропагандировался в крупнейших лондонских клубах
(Gatecrasher, Cream, Ministry of Sound, Home).
Существует еще также более тяжелая ветвь этого
транса – HARD TRANCE.
Здесь тренс вплотную приближается к своим истокам
– тяжелому техно.
CHILL
OUT отличается
от всех прочих направлений тренс-музыки особенным
спокойствием. Низкое число bpm, либо практически
полное отсутствие такового. Характерны удаленные
вздохи, тихие шумы природы и т.п.
GOA
- это мягкий стиль. Здесь нет жесткого бита. Основа
гоа — мелодика и гармония. Psychedelic
trance включает в себя также замысловатые
синтезаторные линии, трансформирующиеся, порой
острые и яркие, звуки, ассоциирующиеся с высокими
технологиями и комической стилистикой. В обоих
стилях нет тяжелого баса, хотя встречаются добавки
из пульсирующего сверхнизкого баса. Под эту музыку
можно медитировать, можно танцевать, можно размышлять.
Goa/Psychedelic Trance — это не чистый танцевальный
стиль, это сложная компиляция из разных стилей
и концепций, из эзотерики. DJ Oakenfold обеспечил
Goa trance большим числом поклонников. Он раскрутил
эту музыку в радио эфире и в клубах по всему миру.
REGGAE.
Этот стиль возник из слияния африканских и латиноамериканских
музыкальных традиций. Окончательно сформировался
в 60-е года на Ямайке. Отличается спокойным, но
ярко выраженным танцевальным характером. Признаными
лидерами считаются Бобб Марли и Дмимми Клиф. Стиль
Ragga также относится к REGGAE.
В нем используется фоновая инструментальная музыка
(или другие разнообразные музыкальные инструменты)
в цифровом формате. Этот стиль преимущественно
ассоциируется с танцполом, а так как не всё направление
dancehall reggae является электронным (и поэтому
ragga тоже не является), то у этих двух стилей
много общего. "Ragga" - это сокращение
от "raggamuffin," изначально этот термин
изпользовался для обозначения подростков из гетто
Kingston. В 90-е годы, стиль ragga прочно воцарился
на многих самых популярных дискотеках Ямайки.
Позднее этот стиль начал использовать hip-hop
технику сэмплирования, а некоторые исполнители
даже записали pop композиции, ставшие хитами.
Для
неискушенного слушателя вся музыка RAP
и HIP-HOP может показаться одинаковой.
Но существует целый ряд уровней даже в самой простой
rap композиции. В своей основе hip-hop – это постмодернистский
музыкальный жанр, который сметает знакомые звуки
и тексты, показывая в совершенно новом свете непредсказуемые
композиции. Ранние rap записи, традиционно называемые
"old school" («старая школа»), были
выполнены с помощью записи DJs scratching, зацикленных
барабанов плюс начитывание rap поверх получившегося
ритма. По мере развития этого жанра, первая hardcore
rap команда Run-D.M.C включила в его исполнение
hard-rock гитары и сумасшедший бит, а техника
scratch была заменена сэмплами. Команда Public
Enemy, использовавшая плотную комбинацию сэмплов,
бита и белого шума, довела технику сэмплирования
до максимума. Эта команда способствовала появлению
социального и политического сознания к hip-hop.
Хотя это исчезло в 90-е годы, когда направление
gangsta rap — изначально созданное командой NWA,
которая использовала звук Public Enemy в качестве
шаблона — стало основной доминирующей формой.
Стиль gangsta rap, который первоначально находился
в прямой оппозиции таким поп-ориентированным рэпперам,
как MC Hammer, к 90-м годам стал более мягким
и стильным, что в конечном итоге привело к большому
скачку его популярности. Свидетельством этому
служит звездный взлет музыканта pop-gangsta Puff
Daddy.
POP RAP
– гибрид hip-hop бита и rap с мощным мелодичным
наполнением, который обычно является частью хоровой
секции (припев) в структуре стандартной pop-композиции.
Pop-rap имеет тенденцию к снижению агрессивности
и повышению лирической ценности по сравнению с
уличным hip-hop, хотя в середине-конце 90-х годов,
некоторые музыканты смешивали этот стиль с hardcore
элементами, пытаясь предотвратить отрицательную
реакцию публики относительно легкости и общедоступности
их музыки. Стиль Pop-rap зародился в конце 80-х
годов, когда такие исполнители, как Run-D.M.C.,
L.L. Cool J и Beastie Boys начали выходить на
основную музыкальную сцену. Вскоре после этого
такие рэперы, как Tone Loc, Young MC, DJ Jazzy
Jeff и Fresh Prince записали несколько синглов
с акцентом на их возможностях рассказывать со
сцены добродушные жизненные истории, что и стало
причиной их огромного успеха в чартах. С появлением
в 1990 г. MC Hammer и Vanilla Ice, направление
pop-rap часто подвергалось насмешкам (а иногда
даже подвергалось судебным преследованиям) за
желание подражать широко известным хитам, не внося
в них никаких значительных изменений, или вообще
их не изменяя. Такие случаи не смогли окончательно
подорвать репутацию этого стиля, так как многие
музыканты 90-х продолжали удерживать лидирующие
позиции хит-парадов, развивая при этом звое собственное
звучание (PM Dawn, Naughty by Nature, House of
Pain, Arrested Development, Coolio, Salt-N-Pepa,
Sir Mix-a-Lot и т. д.). Тем временем яркий G-funk,
принадлежащий Dr. Dre и Puff Daddy's Hammer продолжали
незаконно присваивать себе элементы pop-хитов
80-х годов, что и помогло таким ответвлениям,
как gangsta и hardcore всзлететь на первые строки
чартов. К концу 90-х годов в стиле pop-rap доминировали
музыканты, на которых оказали влияние gangsta
и hardcore, а также исполнители, смешивающие rap
и urban soul.
TRIP-HOP был создан британскими
музыкальными изданиями с целью охарактеризовать
новый стиль, состоящий из downtempo, jazz-, funk-
и experimental breakbeat музыки, которая начала
появляться в 1993 г. при участии таких звукозаписывающих
компаний, как Mo'Wax, Ninja Tune, Cup of Tea и
Wall of Sound. Похожий (хотя в большинстве без
вокальных партий) на American hip-hop в использовании
сэмплированных барабанных брейков, этот стиль
был более экспериментальным явлением, вдохновляемым
большим количеством элементов ambient и психотропной
атмосферой. Таким образом, термин "trip"
быстро укоренился и использовался для описания
всего от Portishead и Tricky до Shadow, Morcheeba,
the Sneaker Pimps и Massive Attack.
Смешение
funk 70-х, зарождающейся hip-hop культуры и электронных
технологий в начале 80-х годов привело к появлению
нового альтернативного стиля музыки - ELECTRO.
Но то, что публике казалось всего лишь приходящим
увлечением, причудой – 2-3 хита, не больше, включая
композиции Afrikaa Bambaataa ("Planet Rock")
и Grandmaster Flash ("The Message"),
не одна из которых не вошла в чарт Top 40 — на
самом деле стало хорошим трамплином для музыкантов-наваторов,
которые позднее стали создателями радикально отличающихся
направлений в музыке, включая Dr. Dre (он работал
с the World Class Wreckin' Cru) и крестного отца
techno Juan Atkins (при участии Cybotron). Стиль
Electro также привнес еще одно интересное направление
для одного из первых его поклонников: Herbie Hancock,
его альбом 1973 г. Headhunters с fusion хитом
вновь возродился в 1983г. с синглом "Rockit",
выполненном в этом стиле. Несмотря на большой
успех (в этом стиле выполнен альбом Rhino Electric
Funk на 4 дисках), стиль был быстро вытеснен в
середине 80-х годов с появлением hip-hop движения.
Тем не менее, многие techno и dance музыканты
продолжали возвращаться к такому звуку, а полномасштабное
возрождение electro произошло в Детройте и Великобритании
в середине 90-х г. Из новых имен можно назвать
поздний альбом Music Instructor, Flying Steps,
от части Bomfunk MC’s
BREAKBEAT
- "ломанный" бит - окончательно сформировался
как отдельный стиль в 1994 году. Основными чертами
брэйкбита являются чистые, практически ничем не
обработанные барабаны и перкуссия. Ритмическая
основа брэйкбита строится на смещении доли (синкопировании)
некоторых ударных или всего куска ритма. Необходимо
отметить, что брэйкбит — это лишь общая классификация
всей той музыки, которая использует описываемую
выше ритм–структуру (разве что за исключением
хип–хопа, который появился раньше).
FUNK родился
в 1970-ых годах под влиянием "черных"
музыкальных традиций (джаза и соула). Первоначально
Funk игрался только вживую, позднее - с использованием
современных технологий. Темп фанка относительно
невысок - 80-110 bpm. Эта музыка имеет довольно
много разновидностей, подобных Jazzy-Funk. Их
объединяет так называемое "Funky-настроение",
которое они создают. Определить термин Funky практически
невозможно. Для того, чтобы его понять, вам просто
необходимо послушать эту музыку. Надо отметить,
что характерной чертой фанка являются Funky-инструменты:
классическое фортепиано - при живом исполнении
допускаются импровизации (наследие джаза), Funky-гитара
- характерный подвывающий гитарный звук, так называемая
щипковая техника звукоизвлечения, ритм-секция
не акцентирована - часто (особенно в современном
варианте) ритмический рисунок напоминает хип-хоп,
часто встречается "черный" вокал, причем
предпочтительно мужской и духовые инструменты:
флейта, саксофон, тромбон, но применение духовых
инструментах не столь часто, как в Acid-Jazz,
их функция скорее вспомогательная.
Выражение RHYTHM'N'BLUES
появилось в начале 40-х годов, и служило для описания
черной американской поп-музыки, представлявшей
собой своего рода ритмически акцентированного
"развлекательного, несерьезного" блюза.
В те годы словосочетание "ритм-энд-блюз"
просто заменило неблагозвучный термин "расовая
музыка", как с начала ХХ века белые американцы
называли вариации черного блюза. Во второй половине
50-х годов ритм-энд-блюз подвергся дальнейшему
"дроблению" на соул, фанк и позже -
диско. Компактные черные коллективы (в отличие
от традиционных биг-бэндов) проникли на территорию,
традиционно занятую белыми поп-исполнителями,
- в манере "новых черных групп" превалировал
типично джазовый инструментальный свинг, тогда
как вокалисты тяготели к классической блюзовой
стилистке. Таким образом, как и блюз, ритм-энд-блюз
стал важнейшим связующим звеном между биг-бэндами
40-х, группами биг-бита конца 50-х и первыми исполнителями
рок-н-ролла. Самые ранние рок-н-роллы часто представляли
собой ритмически аранжированные версии классических
ритм-энд-блюзов - убедительным примером такого
рода аранжировки может служить композиция Роя
Брауна "Good Rockin' Tonight", специально
адаптированная под манеру и стиль Элвиса Пресли.
Как ни странно, в рок-музыке американский ритм-энд-блюз
первыми взяли на вооружение английские группы
The Rolling Stones, The Animals, The Kinks и чуть
позже - The Who, представлявшие собой ветвь, диаметрально
противоположную той, на которой разместились поп-мелодисты
The Beatles, The Hollies и подавляющее большинство
новых английских групп. В дальнейшем ритм-энд-блюз
претерпел "косметические" изменения
и вернулся на родину. В конце 60-х - начале 70-х
британские группы вновь подвергли ритм-энд-блюз
ревизии, сделав его базой хард-рока, из которого
развилось множество стилей, в конце концов так
соединивших в себе блюз и ритм-энд-блюз, что сегодня
в роке они практически неразличимы. Современные
поп исполнители широко используют в рамках этого
стиля элементы хип-хоп культуры и различные электронные
примочки свойственные другим жанрам.
Считается,
что выражение GOSPEL
ввел в обиход популярный в двадцатые годы исполнитель
блюза Томас Э. Дорси, одним из первых аранжировавший
церковные песнопения "под популяр".
Вокальный стиль госпелз своими корнями уходит
в декламирование баптистских молитв. Триумфальный
взлет соул в шестидесятые годы стал возможным
благодаря лишь таким преуспевшим в госпелз певцам,
как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
Характерный саунд госпелз - резкие выкрики певцов
и рокочущий орган, с многочисленными рефренами
- сегодня можно услышать в музыке исполнителей,
казалось бы, не имеющих ничего общего с этим стилем,
от Рэя Чарлза, Стиви Уандера и Кита Джаррета до
Рэнди Ньюмена, Вэна Моррисона и Стинга.
GARAGE ROCK
был простой, необработанной формой rock &
roll, которую создали несколько американских команд
в середине 60-х годов. Вдохновителями служили
такие крутые команды British Invasion, как Beatles,
Kinks и Rolling Stones. Эти группы Среднего Запада
играли вариации на тему British Invasion rock.
Так как обычно это были молодые и непрофессиональные
музыканты, то результаты более дилетанскими по
сравнению с мэтрами, но именно это поддерживало
существование звука. Большинство групп делало
акцент на любительский стиль, играя всё те же
три аккорда, сильно ударяя по струнам гитар и
предлагая «рычащий» вокал. В большей степени команды
в стиле garage составили первую волну punk рокеров
«сделай себя сам». В 80-х годах наблюдалось настоящее
возрождение стиля garage rock, которое ознаменовалось
целым рядом музыкальных групп, которые пытались
точно воспроизводить звук, стиль и внешний вид
garage команд 60-х годов.
ART
ROCK – разновидность
рок-музыки. Подразумевает под собой включение
в композицию электронных и симфонических инструментов,
а также джазовых вариаций. В качестве характерных
примеров можно привести Queen и Genesis.
BALLAD.
Собственно жанр этой музыки понятен из названия.
Трогательные душещипательные баллады с соответствующей
аранжировкой. Как правило присутствуют во всех
жанрах и направлениях музыки.
BLUES.
Первоначально блюзами называли сольные лирические
композиции американских негров, преимущественно
грустного характера. Основные приметы: умышленная
монотонность и повторение тактов. Этот стиль явился
одним из основополагающих столпов современной
музыки. Из выдающихся современных музыкантов можно
назвать Eric Clapton и Garry Moor.
COUNTRY.
Фольклорная музыка американских первопоселенцев.
Незатейливые песенки о любви, верности, дружбе
и родном доме, исполненные на банджо, гитарах
и маленьких скрипках.
CHANSON.
Изначально означала просто песню. То что у нас
называется эстрадой. Во Франции под этим понятием
проходят большинство популярных мелодий старого
жанра. Классика жанра - Шарль Азнавур, Джо Дассен,
Мирей Матье. В России под этим понятием понимают,
как правило, блатную песню, а также иногда псевдо
бардовские композиции. Специфика российской действительности…
CLASSICAL ROCK.
Рок музыка старого образца, без всякой примеси
современных электронных веяний и ухода в полную
тяжесть.
ELECTRONIC INSTRUMENTAL
- инструментальная музыка, основанная на применении
электронных инструментов. Примеры: Jean Michel
Jarre, Vangelis.
ENIGMATIC
– Родоначальником стиля принято считать проект
Enigma, черты которого и унаследовал этот стиль.
Загадочная неторопливая музыка, зачастую основанная
на грегорианских песнопениях. Примеры: Enigma,
Gregorian, Era.
ETHNIC –
Музыка с характерным этническим оттенком, то или
иной народности. Самые известные популяризаторы
стиля - Deep Forest.
EURO
POP – европейская
популярная музыка во всем разнообразии поджанров.
FOLK ROCK
– разновидность рок-музыки с явственным привкусом
фольклорных включений.
HARD ROCK
– тяжелая разновидность рок-музыки, отличающаяся
мощью и громкостью исполнения. Бас гитары ударные
нарочито выдвинуты на первый план. Логичным продолжением
хард рока стал хеви-метал, который в свою очередь
подразделяется на треш, спид металл и другие направления.
INSTRUMENTAL
– инструментальная музыка, основанная на использовании
«живых» инструментов. От одиночек-саксофонистов,
до больших ансамблей типа Поля Мориа и Джеймса
Ласта.
LATINO
POP - популярная
музыка основанная на ритмах латино (самба, румба
и т.п). Большое влияние на популяризацию стиля
оказал Карлос Сантана с легкой руки которого мода
на латиноамриканские мотивы не утихает и по сей
день.
NEW AGE
– легкая спокойная музыка отличающаяся почти полным
отсутствием ударных, и практически целиком основанная
на высоких октавах, создающий медитативное настроение.
POP ROCK
– популяризованная рок музыка, позаимствовавшая
многие ходы из разных жанров рок-музыки, но отличаются
мелодичностью и относительной легкостью. По сути
сюда можно отнести все коммерчески успешные рок
коллективы, начиная от Bon Jovi и Avril Lavigne
и заканчивая Roxette.
PUNK – панк-рок.
Примитивная музыка, состоящая из однообразных
аккордов, исполняемая в быстром темпе. Группы
отличались большой эпатажностью и нарочитой вычурностью
в одежде.
RETRO – под
этим понятием на настоящий момент понимается популярная
музыка 40-60 гг. Начиная от Френка Синатры и заканчивая
Луисом Армстронгом.
ROCK’N’ROLL
– рок-н-ролл. По сути - родоначальник современной
рок музыки. В основе лежал четкий басовый ритм,
а сами песни отличались зажигательностью, экспрессией
и задором.
SOUL – соул.
Душевная, спокойная и красивая музыка афроамериканцев.
В репертуаре обычно – песни о любви, разлуке,
доме. В чистом виде на современной эстраде сейчас
практически не применятся, но многие черты манеры
исполнения современных певцов позаимствованы именно
из музыки соул.
SYMPHONY INSTRUMENTAL
– симфоническая инструментальная музыка. Как очевидно
из названия исполняется с участием профессиональных
классических ансамблей.
TEEN
POP – популярная
тинейджерская музыка. Сильно зависит на моды на
какой то конкретный стиль. Группы исполняющие
подобную музыку, как правило, долго не существуют.
Данный
труд не претендует на какую либо академичность.
Трактовка составлена из собственного опыта вращения
в определенных околомузыкальных кругах и предназначена
для ликвидации элементарных пробелов в знаниях,
а также чтобы вы понимали о чем идет речь, не
стопорясь и делая круглые глаза на фразе "B.P.M.
на бонус-треке с этого CD лежит в пределах диско-музыки...".
B-side track (би-сайд треки)
- не альбомные вещи выходящие на синглах в качестве
дополнительных к различным версиям заглавной композиции.
B.P.M.
(bit per minut) - в переводе означает количество
ударов в минуту. У обычной композиции в стиле
диско примерно 130 BPM. У рейва и хардкора ритм
доходит до 170 BPM.
Bonus track (бонус-трек) - дописка
к основному альбому или сборнику. Обычно бывает
в виде ремиксов на опубликованные ранее композиции.
Кроме того, в последнее время стало модно дописывать
музыкальные диски дорожками для персонального
компьютера, где хранится информация об исполнителе,
альбоме и иногда даже видеоклипы.
Сhart, top, hit-parade (Чарт,
топ, хит-парад) - таблица популярности песен или
альбомов. Определяется числом продаж и может составляется
как для отдельным городов, регионов и стран, так
и для всего мира. Наиболее престижными считаются
английский и американский чарты.
CD (compact disc) - компакт диск. Еще лет так
с пять назад просто необходимо было объяснять,
что это такое. Ну а сейчас, когда CD стал самым
популярным носителем информации и когда на него
записывают все, начиная от музыки и кончая видеофильмами,
подобное объяснение будет просто неуважением к
вам.
Double CD (двойной CD, “двойник”)
- два компакт диска в одной коробке.
DVD (digital video disk) – Новый
перспективный формат хранения видеоданных. Основан
на формате сжатия MPEG 2. С каждым днем обретает
все большую популярность.
DJ, Dee-Jay, Disc Jockey (Ди-джей,
диск-жокей) - человек, который отвечает за музыку
на дискотеке. В оригинале предполагается, что
он создает ее сам из кусков различных музыкальных
произведений. Но такая практика требует хорошей
аппаратуры, а также, немалого количества специфических
знаний. И потому в небольших городах, типа нашего,
на дискотеках в обязанность DJ входит просто вовремя
переставлять компакт диски. Кроме того, в наше
время техногенной музыки многие DJ выносят “в
свет” дискотечные ремиксы, а то и собственные
композиции, благо, что аппаратура всегда под руками.
EP - мини альбом, так называемый
“коротышка”. Включает в себя от 3 до 5 различных
композиций. Обычно выпускается, когда достаточного
количества песен на полноценный альбом не набирается,
а “раскручиваться” надо.
Extended - “растянутый” ремикс
песни, то есть несколько длиннее оригинальной
композиции. В противоположность ей – радио версия
наоборот максимально сжата. Именно радио версия
как правило звучит на радиостанциях и в различных
«свежих» сборниках.
Hit (хит)- популярная песня.
LP (Long Play) - сокращенное
название полновесного альбома группы или исполнителя
на каком-либо носителе (компакт диске, пластинке,
кассете).
Megamix (мегамикс) - соединение
нескольких песен в одну с плавными переходами
и почти не изменяющимся ритмом.
MC
(musical commentator) - музыкальный комментатор,
то есть человек, наговаривающий речитативом на
музыку какой-либо текст. Или, выражаясь по иному,
рэппер.
Mix (микс) - переработка песни.
Обычно осуществляется, когда оригинальная песня
исполняется в другом стиле и ритме. Весьма характерным
примером могут являться различные обработки песни
“Don’t Speak”, в оригинале исполненной английской
группой No Doubt и переработанной многими, в том
числе и русскими командами.
Non stop (Нон-стоп) - определенный
режим прослушивания музыки, когда одна песня плавно
переходит в другую. Часто применяется в различных
танцевальных сборниках, в основном с целью вместить
как можно больше наименований.
Remix (ремикс) - переработка микса. У каждой обработки
может быть несколько ремиксов, то есть вариантов
исполнения, отличающихся, например, длительностью,
немного иным набором инструментов и т.п.
Soundtrack (Саундтрек) - музыкальное
сопровождение к фильму, сериалу и т.п. Нередко
имеет жизнь и отдельно от фильма, иногда даже
превосходя его популярностью. За примером далеко
ходить не надо: “История любви”, “Твин Пикс”,
“Титаник” - все эти и многие другие родом оттуда.
Single (сингл) - определенная
песня, которая, как считают исполнитель и продюсер,
может стать популярной. Издается на отдельном
компакт-диске, содержащим несколько вариантов
(ремиксов) композиции. Иногда различают понятия
сингл и макси-сингл. На последнем представлено
больше вариантов композиции. Популярность определяется
по количеству продаж синглов.
Track (Трек) - с английского
это переводиться как “дорожка” и в этом значении
вся его сущность, ибо это не что иное, как очередная
песня или дорожка на компакт диске.
Стиль
- определенная манера исполнения композиции с
характерными для этого стиля BPM, вокалом и прочими
звуковыми примочками. Самые классические стили
известны каждому, ну а всех современных стилей
не сможет перечислить пожалуй никто.
Фирменный компакт диск – диск
выпущенный на оригинальном звукозаписывающем лейбле,
заключившим контракт с исполнителем. Как правило,
отличается оригинальным оформлением с большим
вкладышем-книжкой и высоким качеством записи.
Лицензионный компакт диск - диск,
выпущенный с разрешения звукозаписывающей компании
исполнителя или группы. В принципе, может быть
выпущен где угодно. От фирменного отличается более
упрощенным оформлением.
Бутлег – неофициально сделанные
записи концертов, нелегально потом издаваемые.
Иногда бутлегами называют неофициальные сборники
редких композиций исполнителя.